Джоан Роулинг: Как написать бестселлер.

По лекциям, прочитанным Д. Роулинг с 2009 по 2011 годы.


Еще когда вышла моя первая книга о «Гарри Потере», на меня со всех сторон посыпались вопросы: «Как написать бестселлер?». Причем задавали их не только начинающие писатели, но и довольно маститые мастера. Вначале, я честно признавалась всем, что не знаю. Что просто написала книгу о мальчике, который внутренне и возможно судьбой был поход на меня. Но мне не верили.

Все считали, что я владею некой волшебной формулой литературного успеха, которую и применила в работе над «Гарри». Но как это могло быть, если я сама до последнего момента не знала, чем закончу свою историю? Или кому-то казалось, что благодаря некой формуле все равно, о чем писать, т.к. эта формула все равно работает?

Потом шли годы. Но, не смотря на мои усилия честно рассказывать о том, как я работаю, мне снова и снова задавали один и тот же вопрос: «Как написать бестселлер?». В один прекрасный момент это стало раздражать меня настолько, что я еле сдерживалась. Но однажды я сказала себе: «Стоп! Джо, если люди с таким упорством спрашивают тебя об этом, значит им действительно очень важно узнать ответ на этот вопрос?» И я подумала: может действительно существует некая формула, которая заложена в книги о Гарри, и просто я не заметила ее? 

И я начала работать в этом направлении, вначале несколько раз перечитав свои книги, но не как автор, а как издатель, сторонний читатель и литературовед. Этого оказалось мало, и я стала читать других признанных писателей, а так же многочисленные труды по истории и теории литературы. Нелегкая была работа, скажу я вам. Но она принесла результаты – теперь мне кажется, что я знаю формулу, которая если не гарантирует литературный успех, то, по крайней мере, может многократно увалить ваши шансы на его достижение.

Дело все в том, что написать прекрасный рома недостаточно для того, чтобы он просто стал популярным, а даже был напечатан. Издатель может не в том настроение духа, которое нужно, чтобы проникнуться им, и потому посчитать, что роман не заслуживает внимания. Или выпущенный небольшим тиражом, он разойдется по каким-то провинциальным книжным магазинам, и на него никто не обратит внимания. Или же будет издан в такой обложке, что покупатели просто не возьмут его в руки. Да мало ли что может произойти? В конце концов, ваша рукопись не дойдет до издателя, или вы доверитесь литературному агенту, который свою леность и низкий профессионализм объяснить отвратительным качеством вашего романа, и, поверив ему, вы больше не будете писать.

Как вы понимаете, подводных камней на пути писателя к популярности очень и очень много, и обо всех мне просто не рассказать.

Но если отбросить их в сторону, и оставить только сухую теорию, добавив к ней одно единственное слагаемое: роман найдет своего издателя и будет напечатан в лучшем из возможных вариантов, и будет вложено достаточно денег в его рекламу, и еще пять или шесть благоприятных «и», то мы смело можем сказать – формула написания бестселлера существует, и сегодня я расскажу вам о ней.

Начну с того, что не существует каких-либо ограничений в выборе жанра, т.к. бестселлером может стать любой по жанру роман. Главное, чтобы читатель чувствовал себя комфортно в нем, и чтобы роман мог стать местом, где сбудутся все его потаенные мечты.
Время и место не важно. Не важен слог (хоть он не должен быть излишне сух, как и излишне цветист). Не важен объем, хоть мне кажется, что чем больше страниц в вашей книге, тем больше у нее шансов на успех. Главное понять, что ждет от вас ваш потенциальный читатель, а поняв, сделать все, чтобы угодить ему.

Но угождение может быть разным, ведь каждые люди хотят довольно разных вещей. Есть садисты и просто сумасшедшие, неадекватные личности, для которых даже самая страшная книга ужасов вызывает улыбку: «И это все? И этим вы напугали меня?» Именно с этой группы читателей мы и начнем, как бы это не казалось странным.


1. Определить максимально большую группу читателей.

И так у нас есть люди, которые получают удовольствие от очень страшных, я бы сказала кошмарных книг. Зная это, мы садимся писать роман под их вкус, и у нас получается действительно интересная книга. Но когда мы приносим ее издателю, он отказывается напечатать ее. Неужели только лишь потому, что наша книга полна ужасных и кровавых кошмаров? Нет.

Оказывается, издатель умеет не только читать, но и писать, и он считает, что таких, скажем мягко – странных людей наберется три сотни, четыре, ну тысяча, остальные же воспримут наш роман бредом больного воображения и не будут его читать. А раз так, то умеющий считать издатель скажет вам, что ему просто нет смысла вкладывать деньги в книгу, которая продастся всего тысячью экземпляров.

Понимаете, к чему я веду вас? Я хочу чтоб вы поняли, что изначально вы должны представлять, кто именно будет читать вашу книгу, стараясь собрать в группу потенциальных читателей как можно больше людей. И если вам это удастся, то и издатель поймет, что сможет продать ваш роман стотысячным тиражом, миллионным, трехмиллионным, а значит и сделать его бестселлером.
Но это – только первый закон успеха из тех 7-ми, о которых я хочу рассказать.


2. Сразу задать им загадку, не дав ответ до конца.

Второе условие – захват читательского внимания. Делается это довольно просто. Уже в первых трех главах мы должны поделиться с ним некой тайной, не раскрывая ее до конца. Мы загадываем загадку, ответ на которую может изменить не только судьбу нашего героя, не только стоить ему жизни, но и изменить самого читателя, посвящением в невероятные, может быть немного ужасные, но такие интересные тайны.

Вы ведь помните, когда впервые Гарри встречается со своим злейшим врагом? Далеко не в первом романе? А когда происходит их последняя встреча? Правильно – в самом конце. И при этом никто не знал (даже я) чем эта встреча закончится. Отсюда и желание читать до конца – найти ответ на загадку и стать одним из тех.

Потому помните, что чем пленительную загадку вы сможете задать в своей книге, с тем большим интересом люди будут читать ее.


3. Исполнить мечты.

А теперь вспомните то состояние, которое испытывает каждый из нас. Вечером, перед сном, вы лежите в постели и мечтаете о самых замечательных, самых желанных для себя вещах. Вот вам и третье правило – сделайте вашу книгу место, где сбудутся те мечты ваших читателей, в которых сбудутся все их мечты.


4. Подарить читателям новый мир.

Для этого вам нужно будет создать новый мир. Именно создать, а не изменить тот, который все мы прекрасно знаем. Именно отличное знание мира реального не позволить читателям поверить вам. Они скажут, даже не дочитав ваш роман: я здесь живу и я в курсе, что подобное здесь не возможно.

Так что можно считать, что мне повезло, когда я придумала не существующий перрон на вокзале, или стены, скрывающие неведомый, но существующий мир. Тогда я еще не знала о важности четвертого правила, но теперь могу смело сказать – только оно позволяет вам заставить верить в реальность вашей истории, насколько бы нереальным был созданный вами мир.


5. Заставить почувствовать себя беспомощным.

Есть несколько правил, о которых я расскажу на следующих лекция – о том, каким должен быть герой вашей книги, о том, как важно, чтобы был кто-то, кто угрожает ему. Слишком это большие темы, чтобы сжимать их в одном занятии. Потому перейду сразу к тому, что я называю «нечестным трюком», без которого невозможен ни один великий роман.

И так чего мы уже добились – читателю интересно в нашем роман, у него есть мир, в котором он чувствует себя своим, зная, что в этом мире исполняются все мечты. И вдруг на него обрушиваются неприятности. Пусть эти неприятности происходят не с ним, а с героем. Но именно герой книги является поводырем читателя в мир, о котором мы говорили, и исчезни герой, читатель больше не сможет вернуться обратно – в книгу. Отсюда и сопереживание.

А достичь его можно только одним – создать для героя угрозу, перед которой он будет бессилен, беспомощен. Если же он сразу скажет: «Пфу! Подумаешь!», достанет пистолет и будет всех злодеев, то читатель воскликнет «Браво!», но будет потерян для нас. И это не странно, ведь он будет знать, что с нашим героем ничего не случиться, ведь он может постоять за себя,
Но если снова и снова герой книги будет добиваться победы ценой невероятных усилий и жертв, то только тогда читатель будет плакать, смеяться и бороться и побеждать вместе с ним.


6. И дать герою спасти их, отомстив за все поражения в реальной жизни.

А еще обязательно помните о том, что люди очень несчастны. Их обещают, обманывают, над ними смеются и потому мало кто из них живет по-настоящему счастливой жизнью. Но мы ввели читателя в мир счастья, а потому время от времени позволяйте себя руками вашего героя наказывать всех тех, кто обижал читателя там – за миром слов и страниц.

Итог – читатель станет не только другом героя книги, но другом автора, который ее написал, искренне сказав: «Большое-большое спасибо!»


7. И хорошо об этом всем рассказать.

И, конечно же, не стоит забывать о том, что рассказывать свою историю вы должны, по меньшей мере, так, чтобы читатель не уснул над ней. Помните, как каждый из нас жертвовал сном, чтобы дочитать роман или хотя бы главу (а потом еще и еще одну) до конца? Так почему читатели вашей книги не должны познать подобного счастья? А оно достигается только одним, тем, что называют «мастерством рассказчика» или «литературным мастерством», которые развиваются только практикой и многолетним трудом.

Вот и все. Остается только писать.

Я второй раз читаю подобную лекцию. На первой меня спросили: «Не боюсь ли я, что рассказав секрет написания хорошей книги, создам себе много проблем в качестве конкурентов?» Я честно ответила тогда, и честно отвечу сейчас: нисколько. Ведь чем больше будет по-настоящему хороших книг, тем интересней будет нам – истинным любителям чтения. А во-вторых, даже если две книги будут написаны по одной формуле, они никогда не смогут быть одинаковыми или похожими. Ведь каждая книга в первую очередь – продолжения написавшего ее автора, а авторы так же не походи друг на друга, как и каждый человек не похож на других.

Похожи только плохие люди, а значит – и плохие авторы. Но мне кажется, что вы не такие, и потому всех вас ждет литературный успех. Его я вам все и желаю!




Efrem2Efrem

Похожие посты:
free counters
 

© 2011-2017 - Efrem2Efrem