ДЖОАН РОУЛИНГ: "Как придумать главную движущую историю любой книги – антигероев".

Когда-то много лет назад я услышала одно выражение: «Без конфликта не бывает развития», гласило оно. Боже мой, подумала я, какой ужас! Представьте только, кто-то придет, чтобы устроить скандал, мне будет неуютно и плохо, но зато я стану развитей – лучше. Нет, решила я, я не хочу такого развития. Когда же я писала третью книгу о Гарри Поттере, я вдруг поняла невероятную справедливость услышанных мной когда-то слов, и что только конфликт может сделать вашу истории интересней, а героя – лучше.

Судите сами: Гарри приезжает в школу магов, находит там только друзей и... И что? Следующие семь книг мы читает  только о том, как замечательно ему живется, кике все прекрасные люди,
простите – маги, вокруг, как ярко светит солнышко и какие дивные и добродушные единороги скачут по окрестным лугам. Конечно же, подобная литература существует, имя полно на это право, и есть множество людей, которым она искренне нравиться.


Но позвольте мне задать вам честный вопрос – была бы история о Гарри Поттере так популярна, и, допущу нескромность, интересна, если бы я убрала из нее конфликт? Стал бы Гарри тем, кем он стал? Я знаю, что не все согласны с тем, во что Гарри превращается к концу седьмой книги, но я не вижу его другим, хотя бы потому, что после выпавших на его долю испытаний он мог стать только тем, кем стал.

Вот и получается, что Гарри Поттера сделал Гарри Поттером только конфликт, ведь он как локомотив тащил его через различные испытания, заставляя учиться, бороться изменяться, противостоять. А откажись Гарри от всего этого, то он бы просто погиб. И произошло бы это где-то в середине первой истории о нем.

Но вы должны сразу понять, что конфликт не возможен без главного антигероя, появление которого создает главное правило для всей игры: к концу истории остаться может только один – или он, или главный герой. Мы, конечно же, болеем за главного героя (в нашем случае - Гарри Поттера). Но скажу честно, я действитетельно одно время хотела убить его, потому что считала такой конец более  правдоподобным и честным. Но после встреч с читателями, которые верили в Гари Поттера как в реально живущего человека, я понял, что не смогу предать и обидеть всех их, и потому...
-
-->


-
Нет, я не скажу вам, считаю ли я правильным или неправильным то, что Гарри остался жив. Пусть это будет моей маленькой тайной.

А расскажу я вам лучше о Волан-де-Морте, и о его роли во всех семи книгах о Поттере.

Все вы знаете, что появляется он в книгах не сразу, хоть чуть ли не первой страницы мы постоянно слышим о нем. Именно благодаря разговорам о нем, откровениям и шепоткам мы и узнаем, о главной цели его появления, о том, что он собирает убить Гарри Поттера. Зачем? Это совершенно не важно, так как причины убийства могли быть какими угодно. Те, что привела я, мне понравились, и я их оставила. Но не сомневаюсь, что если бы кто-то из вас писал книгу о Гарри Поттере,  то он придумал бы собственную мотивацию действий Волан-де-Морта, и они могли быть лучше придуманных мной в десятки раз.

Ведь причина противостояния Гарри и того, чье имя нельзя вспоминать, по большому счету не нужна ни нам, ни читателям. Ни она задает сюжет, чтобы почти насильно вести героя через него. Конечно, написать, переиначив Дюма «я хочу убить его, потому что хочу», можно, но читатель будет разочарован. Потому научитесь находить максимально веские причины появления  в вашей истории антигероя, как и причины того, почему его нельзя просто уговорить убраться или одним телефонным звонком отправить в тюрьму.

Если говорить о конфликтах, которые вели Гарри к последней точки истории – к максимальному проявлению своих талантов и душевных сил – то все вы заметили, что они никогда не были равны друг другу. Одни были больше, другие – меньше, от многих можно было отказаться, в то время как ставкой в других была жизнь Гарри или его друзей. И тут все понятно, ведь мы сами в реальной жизни не оцениваем происходящие с нами неприятности одинаково. Одни для нас более тягостны, другие мы встречаем с улыбкой, а о третьих уже никогда не можем забыть. Так и в книге все второстепенные антигерои (а это и события и одушевленные существа), не имеют право обладать одинаковой значимостью.

Но что же в этом случае делать с главным антигероем всей нашей истории, последняя встреча с которым является обязательной кульминацией книги, потому что она опаснее всего, что приходилось переживать герою на протяжении семи томов?

Если он настолько опасен, что герой смог справиться с ним только став зрелым и опытным магом, то не логично ли было Волан-де-Морту появится в первой главе и покончить со всем одним взмахом своей волшебной палочки? В жизни все так бы и было, поверьте мне, и никто бы никогда не узнал бы о странном мальчике по имени Гарри.
-
-->


-
Но мы придумали собственный мир, где действуют подходящие нам для развития сюжета законы, благодаря чему смогли сделать так, что сила Волан-де-Морта каждый раз оказывалась равна силе и умениям Гарри. Вы ведь заметили то, как мне удалось сделать это? А все очень просто – словно фотографический снимок, Волан-де-Морт «проявлялся»  в мире моих книг. Не набирая подлинного могущества, он, вначале через подручных, а потому уже сам, пытался справиться с Гарри Поттером. Чем заканчивались эти встречи, вы знаете, а потому я не буду пересказывать их.

Потом наступил конец, когда Волан-де-Морт вернул себе все свои силы, а значит - развиваться больше не мог, и потому у него был только один выход – победить (на что он рассчитывал) или умереть (чего он совсем не ждал). Но к тому времени и Гарри успел стать отличным магом, что не только продиктовало развязку их противостояния, но и оправдало то, что в книге было 7 большущих томов.

И тут возникает вопрос, который лично себе я задала уже после того, как был написан и издан последний том книги: а стал бы делать все это Волан-де-Морт, если бы понял, что своими постоянными атаками на Гарри, он лишь укрепляет его и заставляет учиться, чтобы быть готовым к новым нападениям? Будь Волан-де-Морт истинно великим магом, он бы позволил Гарри блаженствовать в том идеалистическом мире, о котором я рассказала в начале нашей лекции, а потому напал бы, чтобы справиться с ним без труда. Почему? да как же могло быть иначе, если бы Гарри не получил той закалки, которую он получил лишь благодаря глупой поспешности того, чье имя нельзя вспоминать? 

Но вывод мы с вами постараемся сделать иной. И мне кажется, что будет  очень логично заключить из всего мною сказанного, что только конфликт мог сдвинуть с мертвой точки сюжет истории о Гарри Поттера. И что только напряженностью конфликта или конфликтов определялась скорость сюжета, который, то замедлялся, а то мчался табуном кентавров через ночной  лес.

А раз так, то можно сказать вот что: только от уровня антигероя, от его талантливости, подлости, изворотливости и мастерства будет зависеть то, насколько интересными, пугающими и удивительными станут приключения, которые переживет ваш главный герой.


Похожие посты:
free counters
 

© 2011-2017 - Efrem2Efrem