Не все мы читаем фэнтези потому, что это модно, и многие из
нас пишут книги в этом жанре не только для того, чтоб заработать. Подобное
отношение является признаком глупости, а поскольку глупость неинтересна, то не
будет тратить время, обсуждая ее. Вместо этого поговорим о том, почему фэнтези
без насилия невозможно читать. Хоть примеры подобных книги все же есть, хоть их
очень и очень немного.
И скорее это даже не фэнтези, а сказки для пахнущих молочной
кашей детей. Хоть и дети, замирают в восторге настоящего приключения, когда в
сказке появляется настоящий злодей, или настоящее (пусть на детском уровне
понимания) зло, настоящие проблемы, катаклизмы, монстры, кровь в пипеточных
дозах и понятные им маленьким беды.
Им это нравится. Они это любят.
И нам это нравится. Хоть повзрослев, редко кто из нас, кроме
откровенных маньяков или святош, связывают два понятия «фэнтези» и «насилие» в
неразрывное целое. Или считают насилие в фэнтези главным достоинством жанра.
Фэнтези без насилия беззубо и действительно неинтересно.
Хоть любой автор может смело обойтись без него, посвятить чуть ли не четверть
книги описанию мира, в которой наступило торжество красоты и добра, и в котором
все только порхают, светятся в ореоле восходящего солнца, живут в окружении зеленых
лесов, и играют на дудочках. Но если затянуть эту идиллию страниц на 300-400,
то любого, даже самого заядлого пацифиста, стошнит. И пусть его стошнит мотыльками
и радугами, книга ему не понравится, и он или подарит ее кому-нибудь, или
засунет так далеко, чтобы больше никогда она попадалась ему на глаза.
Но в фэнтези насилие может быть очень и очень разным. Я
помню перл одного из авторов, что были популярны лет с десяток назад, который при
описании схватки на мечах, позволили себе написать, что «мальчонке отхватило обе
руки, словно фрезерным станком». Супер!!!! Гениально!!! Премия имени товарища Шнобеля
отдыхает!!!
Только даже если вы умеете описать насилие в фэнтези так,
чтобы оно было натуральным и с точки зрения владенья секиры, и с точки зрения
прикладной анатомии, не стоит, все-таки, злоупотреблять им.
Давайте вспомним древние саги, давайте вспомним обе Эдды,
историю троянской войны, легенды и рыцарские романы (но только настоящие, те,
что были написаны во времена темных веков). Все то, что стало классикой
современной фэнтезийной литературы, насилия как такового не отвергало. Схватки
и убийства были естественны для авторов, и они спокойно вводили их в свои
романы или стихи. Но они не зацикливались на них. Они не описывали кровавые
брызги, выпавшие клубки кишок, или то, как голова старого тролля, долго
катилась по насыпе, и мелкие камни налипали на ее высунутый из оскаленной пасти
язык.
Они просто констатировали: ранил, поверг, сбрил с ног,
вогнал в землю по плечи, убил, и куда реже – отсек, пронзил, разрубил пополам. Но
может в ту эпоху, когда, по словам современников, на рынке можно было встретить
человечину чаше, чем свинину или баранину, описание убийства казалось чем-то банальным
или даже пошлым? Может во времена, когда каждый мужчина носил оружие, а каждая
вторая мать рожала в результате изнасилования незнакомцем-захватчиком, писать о
подобном действительно было не нужно? У каждого был свой собственный опыт
убийства, и потому он мог представить, кто и как из героев убил противника и
врага...
А мы, уже не помещающиеся за офисными столами из-за своих распухающих
талий, считаем фэнтези без насилия пресным и неинтересным именно потому, что
нам, закормленным и выхолощенным обитателям вселенной хищников, не хватает
всего, что было перечислено выше. И свою жажду к убийству, справедливой мести, как
и желание ощущать себя амазонкой или героем-самцом, мы может утолить только благодаря
насилию в книгах.
Почему мы читаем фэнтези?
Потому что нам не хватает героизма в нашей повседневной жизни.
Потому что оно дает нам возможность мечтать. Потому что оно дарит нам возможность
вырваться из рутины, попадать в передряги, путешествовать по волшебным мирам. И,
конечно же, вытащив меч, изрубить в куски негодяя, представляя на его месте
кого-то из одноклассников, своего боса, соседа, тещу, коллегу, врага! Убить,
пусть ментально, не понеся наказания за это!
Но все это относится к области психологии.
Если же говорить о технической стороне дела, то два слова,
ставших темой для этой статьи, следует писать если не слитно:
Фэнтезинасилие
то хотя бы через дефис:
Фэнтези-насилие
Насилие в фэнтези необходимо хотя бы по той причине, что без
него попросту рухнет сюжет. Обвалится, сдохнет, не дойдя до конца, растечется
по столу медом из перевернутой крынки. Кто-то предложил сравнивать правильно написанный
роман в жанре фэнтези с палкой, которой пытаются балансировать, удерживая на
вытянутом указательном пальце. На одной ее стороне закреплен шарик с добром
(ненасилием), на другой – шарик насилием (или злом). Если будет слишком много
насилия, палка не удержится и упадет. Если будет слишком много добра, удержать
ее тоже не удастся.
Палка имеет право падать в ту или иную сторону только на
последних минутах романа. И только потому, что добро смогло перевесить и победить.
И вот еще что: мы живем в мире, где все познается в
сравнении. Потому черное лучше видно на белом, а белое лучше видно на черном. Друг
без друга им просто нельзя.
- - -
- - -
Но мы говорим не о зле, и не антигероях. Мы говорим о
насилии – об уровне «крови» и «мяса» в вашем рассказе или романе. А потому
давайте посвятим хотя бы часть этой статьи только им, собрав вместе
рекомендации профессиональных авторов из разных десятилетий и разных
направлений фэнтези-литературы, озвученные ими в интервью, в электронных или
печатных статьях, и в немногочисленных и малоизвестных книгах «Как правильно писать фэнтези», без уточнения, что и кто говорили:
1. Юмористическое фэнтези может содержать какое угодно
количество батальных сцен и убийств, но только описывать их следует так, чтобы
читателя не перетаскивало в область страха или отвращения. Как это не парадоксально
звучит, но и убийство может быть весьма веселым занятием, если убивать негодяя,
или фэнтезийной существо, которое всем своим поведением заслуживает быть осмеянным
через убийство.
2. В книги долгое описание насилие уместно только в том случае,
если вы действительно хотите вызывать у читателя определенные эмоции или
чувства – ненависть к антигерою, объяснение, почему он должен погибнуть, или
делать это, давая право положительному герою расправиться с носителем
описанного насилия при помощи меча.
3. Сегодня все чаще появляется фэнтези, насилие в котором
становится самым главным его составляющей. В нем все только и делают, что убивают
друг друга, расчленяют, пожирают, палят огнем и сажают на кол. Такие книги из
фэнтези мутируют в настольные справочники «103 способа убить викинга», «Как
правильно разделать берсерка» и «Как в самые короткие строки опустошить деревню
при помощи огня и стали». Их не читают. Им автору такие книги не делают. Фан-групп
в социальных сетях у подобных книжонок нет.
4. Пусть мы решили, что насилие в фэнтези необходимо, все же
закончив рукопись, отметьте в ней красным все моменты любого насилия, оценивая
их по 10-балльной шкале. Чем меньше у вас 10-балльных сцен, тем лучше. Потому что
вы не нарушаете главный закон настоящего фэнтези – мир, где все это происходит,
прекрасен, а герои его чисты.
5. Описывать насилие детально стоит только в первой части
романа, во второй его описание должны быть сокращено ровно наполовину. А в
третьей сведено к стилистике средневековья – убил, пронзил, поразил стрелой. Этот
совет относиться к психологии читательского восприятия, согласно которой:
- в первой части романа читатель знакомится с миром, его
законами и его обитателями, и получает настрой, чтоб сопереживать одним
персонажам и желать гибели или проигрыша другим;
- во второй следит за завязкой сюжета;
- читая третью, с нетерпение ждет, чем все это закончится.
6. И самое главное: всегда представляйте того, кто будет
читать ваш роман. А замечено, что фэнтези без насилия нравится людям с высоким
IQ, или тем, кто живет в тяжелые времена. Тогда как насилие в романе фэнтези
нравится людям с низким уровнем интеллекта, или тем, кто устал от сытой и
предсказуемой жизни. Или страдает от комплексов неполноценности или заниженной
самооценки.
Но об этом в отдельной статье.
Иллюстрация взята с сайта «Руслан Свободин» http://svobodin.com/.