Вы никогда не задумывались, почему авторы ужастиков все время топчутся вокруг одних и тех же персонажей или давно набивших оскомину мистических существ? Почему есть только духи мстители, оборотни, вампиры, зомби и маньяки? Или представители старшей группы: Дракула, Мумия, вновь экранизируемый Фреди Крюгер и снова вытащенный из средневекового небытия Леприкон?
Не думаете, что это происходит от нехватки у авторов фантазии придумать что-то новое. Если у кого-то не хватает фантазии, то это – у нас. Именно мы очень неохотно читаем и смотрим о существах, о которых мы ничего не знаем. Если у нас не хватает знаний о персонаже (в данном случае о персонаже из категории Зло), то мы просто не боимся его.
Если же мы знаем о Враге все, все его повадки, методы, о его жестокости и прочем, то именно тогда мы начинаем бояться по-настоящему. И все потому, что главным условием страха является ЗНАНИЕ. Мы должны знать, что именно может сделать с нами тот, кого мы боимся, чтобы страх мог накрыть нас целиком. Если же мы ничего не знаем, то и бояться не стоит.
Кристофер Ли, Винсент Прайс, Джон Кэррадайн и Питер Кашинг (сыгравшие в фильмах про Дракулу) |
Сравните сами (я возьму фильмы):
«Ожившие мертвецы».
«Пункт назначения».
«Белый шум».
«Готика».
«Пила».
Во всех отношениях «Белый шум» самый интересный и необычный из всех. Но именно он среди всех перечисленных мной занял самое последнее место. И это понятно. Слишком уж он сложен для обывателя, слишком изыскан в своей эзотерике и слишком много технических средств нужно героям для того, чтобы соприкоснуться с потусторонним. Потому – последнее место.
Как вы думаете, какой из фильмов несколько лет занимал первое место? «Пила». Самый примитивный из всех, он все же пугал больше прочих. Ведь что может быть страшнее – однажды ты просыпаешься в незнакомом месте и выясняется, что ты или умрешь через 10 минут, или отпилишь себе ногу.
Страшно? Очень. Особенно для обывателя, который не привык думать и размышлять. И которого боль и страданья телесные всегда пугали куда больше, чем страданья духовные.
Но когда ужаса слишком много, и он не меняется из раза в раз, человек перестает – устает, если угодно – бояться. Потому в последнее время «Пила» почти полностью утратила свою популярность настолько, что последний из фильмов даже окупился с трудом.
А вот «Пункт назначения» как раз, напротив, в последнее время набрал обороты. И если первый фильм был почти что убыточным, то последний принес сверхприбыль. Могу объяснить почему:
В первом фильме только задавались правила игры, по которым смерть всегда находит того, кого выбрала, и всегда убивает, изощренно строя цепочку событий, приводящую к гибели жертвы. (Одно убийство учительницы чего стоит!!!)
Когда появились продолжения, зрители уже знали, по каким правилам ведется игра, а потому могли, не напрягаясь, наблюдать за тем, насколько удачно авторам удается соблюдать эти правила. А так как авторы не только были честны со зрителями, но и старались каждый раз удивить, то «Пункт назначения» и обзавелся довольно значительным числом почитателей.
Пила 4 |
«Готики» - полный бред во всех отношениях. Берясь за пересказы «японских» мотивов, вы должны знать, что это никуда не ведет. Даже любителям аниме не понравится то, что вы сделаете. Хотя бы потому, что авторам-японцам они готовы простить все, что угодно, а вам даже самую малую из ошибок они не простят никогда.
«Ожившие мертвецы» - удивительная стабильность для такой более чем обыденной темы – снова и снова снимаются фильмы на эту тему, и снова и снова люди ходят эти фильмы смотреть.
Подобная стабильность объясняется простотой правил:
1. «Неожиданно» оживают все мертвецы.
2. Вы оказываетесь не мертвецом.
3. Вам нужно выжить.
4. Мертвецы хотят съесть ваш мозг.
5. Вы не хотите этого, а потому убиваете мертвецов.
6. Убивать разрешается всеми доступными средствами...
Поэтому «Ожившие мертвецы» и работают. Поэтому, когда в следующий раз Большие Издательства и Киностудии затеют изготовлять новый продукт, они не станут придумывать ничего необычного, а возьмут героев, тему и мир, который уже известен.
Вот и получается рейтинг ожидаемых сиквелов:
1. «Ожившие мертвецы».
2. «Пункт назначения».
3. «Пила».
У «Готики» и «Белого шума» продолжений, скорее всего, не будет.
Красная Шапочка |
То есть: для того, чтобы напугать человека по-настоящему, мы должны ввести его в мир привычных для него понятий. Потому мумия, вампиры и оборотни подходят больше всего. Ведь о них практически все знает даже тот, кто вообще не интересуется ужасами.
А раз так, то эти образы буду эксплуатироваться снова и снова.
Но исключения есть: ведь также сильно как хорошо известное им зло, людей пугает полное незнание о том, кого они бояться. Тут уж наша фантазия раскрывается в полную силу. Но!!! – я хочу предупредить вас заранее – игры в Неизвестный Ужас могут погубить вашу книгу, превратив ее в макулатуру, если Кошмар, которого мы боялись так долго и от которого столь много ожидали, разочарует нас, появившись и оказавшись не таким уж страшным. Этого мы вам, как читатели, никогда не простим.
Можете пугать нас сколько угодно, можете нас сколько угодно долго обманывать и заставлять ждать – это мы стерпим. Но если вы нас разочаруете, то мы не простим.
А для автора подобное НЕПРОЩЕНИЕ равносильно концу карьеры!!!
* * *
ЗомбиЛенд |
П.С.: О знании и незнании.
Вымогатели девяностых не зря прибегали к одной и той же формуле, запугивая свои жертвы. Одно дело сказать: «Не сделаешь, и тебе будет плохо». И совсем другое: «Не сделаешь, и я пришлю к тебе двух наркоманов, которым будет плевать, кого убивать – тебя, твоих дочек или жену...»
Эффект от второго варианта в несколько раз сильней, чем от перового.
Efrem2Efrem