Первый абзац –
вещь интересна, и, бесспорно, невероятно важная, но трактовать ее однозначно
нельзя. В первую очередь все зависит от того, для какого именно литературного
формата вы хотите написать его. Если для романа, то он является не только введением
в тот мир, в котором будут происходить все остальные действия, но и вашей
визитной карточкой. Потому первый абзац в этом случае следует содержать:
- сведенья о литературном мастерстве автора;
- обещание интересного чтения, которое формулируется не
фразой «Обещаю, вам понравится эта книга!», а из общего впечатления, которое формулирует
прочитанный абзац;
- из ритма и скорости повествования.
В общем, первый абзац любого литературного произведения
должен являться ничем иным, как вашей визитной карточкой или ярким обращением рекламного
содержания, по качеству которой или будущий читатель купить ваше творение в
магазине, или некий редактор (если роман/повесть находятся пока в состоянии
рукописи) захочет его прочесть. Ну а удастся ли вам сделать так, чтобы
следующие 100-200-500 страниц соответствовали сделанной вами заявки, зависит
исключительно от вашего мастерства, которому, к сожалению, если нет таланта, не
научить.
А вот первый абзац для интернет-статьи, и выполняет
совершенно иные функции. И для того, чтобы понять это, следует вспомнить самый
главный закон восприятия интернет-текстов:
Все тексты читаются по диагонали
в поисках
главной для читателя информации!!!
главной для читателя информации!!!
А главная информация в любой сетевой статье – где? кто?
когда? сколько? почем? почему? И потому если в вашей статье нет ни одного из
ответов на перечисленные выше вопросы или на те, что я по каким-то причинам
(вечер, младший рядом с моим рабочим столом устроился смотреть «Фиксиков», не
курил уже 2 часа и мысли о курении приобретают форму навязчивой идеи) я забыл.
Но возвращаясь к диагональному чтению интернет-страниц,
сразу скажу, что самый глупый первый абзац, который можно представить при их
написании, тот, в котором вы рассказываете:
«Все пишут вранье и
все неправы. И только я расскажу вам правду и научу вас жизни. А все секреты,
которые я хочу вам рассказать, вы найдете в этой статье».
Во-первых, вы едва ли способны рассказать что-либо новое в
любом направлении искусства или науки, потому давать подобные авансы – заносчиво
и неинтеллигентно, как минимум. А, во-вторых, если читатель пришел к вам по интересующему
вас запросу, то он, как минимум, должен рассчитывать на то, что вы удовлетворите
его любопытство. Так зачем же обещать ему это в первом абзаце? Или вы боитесь,
что по каким-то причинам читатель решит, что, несмотря на название статьи или встроенные
в нее ключи, вы будете рассказывать о чем-то другом?
Еще один глупейший вариант первых абзацев начинается с «Здравствуйте!»
или «Доброго времени суток!» - если вы не являетесь узнаваемым или популярным блогером,
пишущим для конкретной аудитории, то подобные «здоровки» никому не нужны. Потому
и от них откажитесь, помня так же о том, что если вы пишите
статью для биржи контента, то именно эти приветствия:
а) делают вашу статью похожей на тысячи других, начинающихся
точно так же;
б) выдают в вас дилетанта – покупатель, если это будет
нужно, добавит «здравствуйте» сам, ведь даже если он не умеет писать, это ему
под силу;
в) сокращаетесь информационную пользу тех 400-т знаков, что
видны перед покупкой статьи, а потому уменьшаете шансы на ее продажу.
Так каким же должен быть первый абзац у хорошо
написанной статьи? Давайте попробуем сформулировать это в виде
нескольких правил:
1. Если вам важно передать настроение – то задавать его
должен именно первый абзац.
2. Если вы даете некие конкретные советы, публикуете полезную
(утилитарную) информацию, рецепты, секреты, прочее – то именное с первых слов
первого абаза вы и должны начинать свой рассказ о том, о чем вы решили писать.
3. Если вы пишите некие личные дневники или «заметки за
жизнь», то в этом случае первый абзац должен быть тем, что в кино называют «краткое
содержание предыдущих серий». Вы должны предельно кратко напомнить, о чем шла
речь в предыдущих статьях, чтоб читатель мог сразу же ощутить общую атмосферу и
вашей жизни и наполняемого вами ресурса.
4. Если вы пишите новость – то в самом начале статьи должны
идти «время», «место», «короткое описание события», о котором более подробно вы
расскажите, в остальной части статьи;
5. И еще для любителей
дневников – хватит висеть в никогда и нигде! Учитесь описывать место и
время, в котором вы находитесь (находились), когда писали ставший опубликованным
постом текст. Дайте читателям посидеть рядом с вами, чтобы разделить вашу
задумчивость, одиночество, или постоять у ночного окна, или забраться рядом с
вами с ногами под «спавший меня в тот вечер клетчатый плед». А в этом снова же
поможет только первый абзац, который если с чем и сравнивать, то только с
точкой на карте Google, точно указывающий кардиналы того места, которое вы
хотите найти.