Я понимаю, что вы уже успели насытиться советами от маститых
и не очень теоретиков от литературного мастерства, на все лады учивших вас создать
напряжение, позволяющее возвести роман на уровень настоящего триллера. А потому
я – Efrem2Efrem – учить вас ничему, простите, не буду. Я просто расскажу одну,
как мне кажется, не требующую доказательства теорию, позволяющую создавать
напряжение невероятно простыми способами, вытекающую из практик НЛП,
действительно позволяющих манипулировать настроением и сознанием людей.
А создать напряжение
вам поможет элементарное понимание
того факта, что все мы учились читать одинаково. Речь не одет о методе запоминания
букв, или о том, что все мы читаем только первую половину слова, догадываясь о
слове целиком. Когда мы были маленьким, прежде чем прочитать слово, а затем
предложение (а если помните, нас учили читать именно вслух, а не про себя) мы делали вдох.
Прошли годы, и, но от этой привычки мы не сумели освободиться,
а потому и сегодня совершаем мысленный вдох, чтоб прочитать абзац или предложение,
длиннее чем в 9-11 слов. Наше подсознание успевает оценить размер текста и дать
нам такую команду.
К чему здесь тема статьи «создать напряжение»? Все очень
просто – когда мы спокойны, мы дышим довольно медленно. И когда мы читаем
длинные предложение, мы продолжаем так же беспокойно дышать:
«Смертельная угроза нависла надо мной, бежавшим длинным коридором
этого старого здания. Тени, огромные и бесформенные, скользили вдоль стен, и
каждый раз мне казалось, что одна из них, словно во времена моего полузабытого детства, наброситься на меня, и
тогда мне придет конец. Я знал, что люди
Большого Н. не просто выследили меня, а оставив свои длинные автомобили на
заваленной старыми тележками из закрывшегося неподалеку супермаркета стоянке, уже
вошли в это здание. И я понимал, что в любой момент я наткнуть на кого-то из них».
Казалось бы – автор сделал все, чтоб создать напряжение, и в
какой-то степени мы даже готовы ему подыграть. Но на деле ассы от НЛП
предлагают совершенно иную форму написания подобного текста, состоящую из
следующих пунктов:
1. Использовать пугающие слова – ужасный
(ужасные тени), кошмарный (кошмарное здание), свирепые (прославившиеся своей
беспощадной свирепостью люди Большого Н), чудовищный.
2. Использовать слова, которыми герой
мог бы описать свое состояние – ассоциируя себя с героем, читатель невольно
применяет на себя и его эмоции: «мне было страшно», «ледяной ужас», «безысходность»,
«слезы и сухость во рту».
3. Устрашить место действие – не просто здание, а заброшенная психлечебница
(классика на все времена!!!), дом тысячи трупов, «в черных и глубоких подвалах
которого скрывался вход в ад».
4. И самое главное, чтобы создать напряжение (а речь идет о подлинном напряжении,
заставляющем читателя потеть и дрожать) нужно его – читателя – заставить не
просто быстро дышать, а сбить его дыхание до уровня стресса или панической
атаки. А для этого нужно использовать короткие фразы.
Но не просто барабанить как дорогой мне автор «Крохи»:
«Я бежала! Бежала со всех ног! Мне было страшно! Я не могла
не бежать!!!»
- а чередуя их с фразами средней длины, чтобы читатель
сбивался с ритма, и невольно испытывал дискомфорт. А уже его подсознание (поверьте
знатоку классической психиатрии), не найдя объяснения причинам дискомфорта, «поймет»,
что читателя пугает роман, который он в данный момент читает.
Ну а поскольку подсознание просто обожает бояться, очень
скоро, если вы будете и дальше придерживаться подобной схемы, оно обязательно
закрутит нервы читателя в штопор, заставив его бояться всерьез.
Не знаю, удастся ли вам создать напряжение с первой же
написанной вами страницы, но как по мне описанный метод заслуживает хоты бы
того, чтоб попробовать его применить. А вдруг действительно у вас получится
что-то толковое?
создать напряжение