Поскольку даже самые опытные фрилансеры далеко не всегда
могут сохранить трезвость ума и четкое понимание необходимых для выживания стратегий,
которых следует придерживаться в момент наступления, развития и усиления
финансового кризиса, мы решили опубликовать небольшой словарь-памятку. И этот
словарь поможет вам не только понять, что происходит с вами в тот или иной
момент после вашего осознания «кризис пришел!», но и станет отличной дорожной
картой, позволяющей не только выжить, но и преуспеть при любом кризисе, дефолте
или гиперинфляции.
Кризис – явление хоть и
прогнозируемое экономистами и политологами, но для любого фрилансера
наступающее неожиданно и вдруг, а потому всегда воспринимающееся как самая
настоящая катастрофа. Но другим кризис и не может быть, поскольку почти всегда
разрушает привычную фрилансеру стабильность заказов и цен (можно читать как
«профессиональную рутину»), вызывая панику на казавшемся незыблемым рынке
фриланс-услуг, отток покупателей и отмену заказов.
Растерянность – состояние, в
котором пребывает любой фрилансер, не удосужившийся во времена материальной
стабильности проработать четкую и надежную программу антикризисных мер и
действий. А вызывают растерянность уже описанные чуть выше события – уменьшение
или полное отсутствие продаж и заказов, что объясняется тем, что ощутившие на
себе влияние кризиса покупатели и заказчики также испытывают растерянность.
Следует помнить, что являясь живыми людьми, заказчики (здесь и дальше
потребителей услуг фрилансера мы будем назвать именно так) решают на время
приостановить свой бизнес, чтобы понять, на что им потратить имеющиеся у них
деньги в дальнейшем – на дальнейшую оплату услуг фрилансера или на ежедневно дорожающий
хлеб.
Паника – возникает, как правило,
после того, как фрилансер начинает изучать, еще вчера малоинтересные ему
прогнозы экономистов, и приходит к выводу, что:
а) кризис может продлиться не один месяц и даже не один год;
б) его услуги, являющиеся куда менее важными для жителей
любой затронутой кризисом страны, чем покупка еды, одежды, медикаментов и
оплата по счетам ЖКХ;
в) его постоянные клиенты тоже е оказались жертвами кризиса,
а потому в силу уменьшения доходности их бизнеса больше не смогу оплачивать его
услуги по привычной цене, а то и вовсе будут вынуждены отказаться от них.
Страх – его так же можно назвать
непониманием того, что любой кризис является конечным, и что даже после Великой
Депрессии, стоившей только США более 3.5 миллионов смертей людей, умерших от
голода, наступает период процветания и экономического роста. Кроме того, страх
вызывает низкая самооценка, свойственная большинству из фрилансеров,
традиционно считающих, что именно они станут именно жертвами кризисам, а не
теми немногими, кому кризис позволит разбогатеть или занять место лидеров
рынка.
Уменьшение цен – решение,
проистекающее из всего вышесказанного. И логика его невероятно проста – раз
клиенты теряют в деньгах и не могут оплачивать услуги по прежней цене (речь об
эквиваленте прежней зарплаты фрилансера в долларах или в любой иной не
подверженной настоящему кризису валюте), то следует немедленно понижать цены. Также
причиной данного решения зачастую является мысль о том, что на любом рынке
фриланса еще до наступления кризиса имелось огромное количество специалистов,
продававших свои услуги или товары по демпинговой цене. И что они, рассуждая
точно по тому же алгоритму, что описан нами в данной статье, уже начали
понижать цены, делая (как кажется фрилансеру) продажу услуг или товаров по
докризисным расценкам, невозможным.
Распродажа – еще один ошибочный
шаг, легко объясняемый и страхом и паникой. А также недопониманием того, как
следует вести себя в кризис. Но не выдержавшая сверх напряжения неравная
система фрилансера требует разрядки, а потому фрилансер и решается на
распродажу отличных товаров или услуг по формуле «3 в 1-ом» или «4 товара по
цене 1-го», лишь бы начать заработать пусть копейки и крохи, но прямо сейчас.
Опасность несвоевременной панической распродажи заключается:
а) в том, что прежние клиенты, видя, что фрилансер пошел на
снижение цены, отказываются платить по прежним расценкам;
б) в том, что новых клиентов, покупающих товары или услуги
по бросовой цене, невероятно сложно убедить платить за те же товары или услуги
больше, объясняя, что демпинг был вызван именно распродажей;
в) в том, что любая распродажа вызывает общую панику на
рынке (фриланс-бирже), приводя к еще большему понижению цен, которое порой
может приобрести по-настоящему направляемый характер.
Примечание: Так напомним, что в Рунете до кризиса 2008 года
среднего качества контент стоил от 11 до 8 долларов за 1К знаков, тогда как
после кризиса и вызванных ими паники и понижения цен и вплоть до кризиса 2014
года средняя цена качественного контента редко превышала 2.5-3.5 за те же 1000
знаков.