Как придумать злодея

При всем многообразии литературных жанров и направлений (а мы будем говорить о том, как придумать злодея для книги или комикса), правил для создания злодея не так уж много и все они одинаковы вне зависимости от того, какой именно роман, повесть или рассказ вы пишите. Дело в том, что все эти правила помогают создать злодея, подходящего как для фэнтези, так и для любовного романа, исторического эпоса или для крутого боевика.

Но давайте сразу договоримся о том, что антигерой и злодей – персоны совершенно разные. Так если антигерой фигура масштабная, полная внутренней и внешней силы, самодостаточности и некой черной харизмы (подробности ищите на чердаках моего Efrem2Efrem), то злодей больше похож на карикатуру, или на некий адский шарж, срисованный с главного героя, и нужно сказать, срисованный довольно неумело. Но это – не самое главное правило, которого должны придерживаться те, кто хочет понять, как придумать злодея.

1. Злодей не должен быть сильнее героя (а здесь и далее именно так мы будем называть главного персонажа вашей истории). Он может верить в то, что он лучше, умнее, сильнее. Но на самом деле это не так. Злодей – разменная фигура на доске литературной игры. И вы, и ваши читатели знают, что рано или поздно он будет уничтожен. Но в отличие от вас читатели не знают, когда и как.
Злодей раздражает их. Злодей заставляет их требовать автора расправиться с ним как можно быстрее. Что ж, не затягивайте, и расправьтесь с ним как с боссом некоего предпоследнего  уровня. Но только не разочаруйте читателя, и устройте расправу как можно более красочную, яркую, не лишив ее ни жутковатого шарма, ни черного юмора.

2. Злодей должен вызвать неприятие. Только помните, что мало написать «он был злодеем и делал зло». Читателям нужны реальные примеры злодейства, а потому не скупитесь, перечисляя их. И пусть их жертвами будут не какие-то сторонние персонажи, а главный герой, его подруга, мама, дочка, жена – все те, с кем читатели ассоциируют себя, а значит, и страдают от действий злодея так, словно эти злодеяния направлены лично на них.

3. Злодей обязательно должен действовать – бегать по ночным крышам, управлять межзвездным штурмовиком, скупать долговые расписки, повышать цену на квартиру, которую снимает лишившийся работы герой. И чем ближе дело подходит к развязке, тем активней должен быть ваш злодей. Ведь мало знать, как придумать злодея, его еще нужно настроить против читателей, чтобы те мечтали лично распять или застрелить его.

4. Перед тем, как придумать злодея, подумайте:
- не перетянет ли он на себя функции антигероя?
- не будет ли он слишком мелким, чтобы главный герой тратил на него свое время? Может просто придавить его случайно упавшей стеной?
- является ли злодей настолько самодостаточными, чтобы претендовать на роль главного зла, не понимая (смотрите выше), что он – лишь карикатура настоящего антигероя?

5. И помните, что если антигерой допускает множество разных тонов, изменение мотивировки, поведения, а иногда даже почти человеческие поступки, характеризующие его с неожиданно-положительной стороны, то злодей (а мы говорим о том, как придумать злодея) примитивен до отвращения. В нем нет ни двойного зла, ни условностей, ни оговорок. Он похож на злобного бультерьера, которому все равно кого съесть – прохожего, собаку соседа, хозяина или ветеринара, который уже сунул острый скальпель ему между ног.

6. И у злодея не должно быть семьи. В нем и вокруг него не должно быть ничего, что вызывало бы жалость, симпатию, сожаление или мысли о том, что если бы ему дали шанс исправится, он обязательно воспользовался бы им. В качестве примера приведу Джокера из «Темного Рыцаря», который хоть и подается в качестве антигероя, на деле является классическим злодеем, который занял место, освобожденное иным более сильным, умным и менее шизофреническим злом.

7. Если сравнивать злодея с героем, то злодей всегда должен быть чуть хуже его. Нет, он может усилиться при помощи любого количества гаджетов, но, во-первых, он должен действовать один или с минимум очень слабых во всех отношениях помощников (огромная армия автоматически превращает его в антигероя – смотри одноименную статью). Но на большее он не способен.

8. И у злодея изначально может иметься ошибочный план, всю наивность которого читатели могут знать чуть ли не с первой страницы. Тогда им будет интересно наблюдать, как злодей сам подталкивает себя к бездне или последней черты, что ожидают его после последней встречи с главным героем.

Что еще нужно знать, если вы хотите знать, как придумать злодея? Наверное, то, что злодей представляет собой пусть карикатурное, но все же чистое зло, а потому и несет зло всем, с кем соприкасается по ходу вашей истории – проституткам, детям, продавцу на ночной заправке, решившим арестовать его полицейским... При этом если антигерой не сомневается в своем праве на любое насилие, то злодей жалок (что так же настраивает читателей против него). Он боится после каждого злодеяния. Он слишком много говорит о себе – иначе как заглушить голос заниженной самооценки. Он слишком жесток, тогда как антигерой не лишен определенного благородства. Он...

Знаете что! А вы возьмите и просто впишите злодея в вашу история. А затем дайте эту историю кому-нибудь почитать. Если читатель скажет «Не мог дождаться, когда герой замочит этого поганца!», то считайте, что вы не просто узнали, как придумать злодея, но и смогли придумать его.




Похожие посты:
free counters
 

© 2011-2017 - Efrem2Efrem